Руководящие принципы для уровней санкций в Украине

Существуют ли принципы или руководящие принципы штрафования или вынесения приговоров? Если да,то являются ли они обязательными для судьи? Если нет, то как обычно устанавливаются уровни штрафов? Каковы основные отягчающие и смягчающие обстоятельства, которые рассматриваются? 

Картели в Украине не редкость. Правительство должно всегда анализировать рынки и выявлять предпосылки, которые позволяют и даже поощряют представителей бизнеса вести переговоры и нарушать законодательство о защите экономической конкуренции.

Идентифицировать признаки картеля в принципе несложно, поскольку большинство потребительских рынков в настоящее время прозрачны для мониторинга. Его главный симптом-рост цен. Но доказать суть дела в суде сложно, потому что прямых доказательств этому обычно нет.

Защита экономической конкуренции

В 2016 году АМКУ обновил рекомендательные разъяснения, регламентирующие порядок определения штрафов за каждое нарушение законодательства о защите экономической конкуренции. Вышеупомянутый документ предусматривает самые суровые наказания за антиконкурентные согласованные действия. В процессе точного определения АМКУ руководствуется вышеуказанными разъяснениями. Подробнее с данной информацией можно ознакомиться здесь: https://tender.uub.com.ua/company-22815333/ 

Наиболее строгим наказаниям подлежат горизонтальные антиконкурентные согласованные действия предприятий (картелей). За такие действия разъяснения АМКУ предусматривают базовый штраф в размере 45 процентов дохода (выручки) от реализации товаров (работ, услуг) или расходов покупателя на приобретение товара, прямо или косвенно связанных с нарушением.

Общая сумма штрафа определяется в два этапа. Во-первых, АМКУ определяет базовую сумму штрафа, а во-вторых, базовая сумма корректируется с учетом любых отягчающих и смягчающих обстоятельств. Основная сумма штрафа уменьшается в совокупности до 50 процентов, если имеются следующие доказательства смягчающих обстоятельств:

  1. ответчик прекращает предполагаемые нарушения (действия или бездействие) до принятия структурным подразделением АМКУ соответствующего окончательного или предварительного решения;
  2. ответчик возмещает ущерб, причиненный нарушением, или исправляет нарушение иным способом, до принятия структурным подразделением АМКУ соответствующего окончательного или предварительного решения;(подробнее с данной информацией можно ознакомиться здесь: tender.uub.com.ua 
  3. ответчик устранил условия, способствующие нарушениям, до принятия структурным подразделением АМКУ соответствующего окончательного или предварительного решения;
  4. сотрудничество ответчика со структурным подразделением АМКУ способствовало установлению фактов, в частности, когда были выявлены факты и данные, не запрошенные властями, или были выявлены иные нарушения законодательства о конкуренции, в том числе совершенные другим лицом; или
  5. ответчик доказал, что нарушения были совершены под неправомерным влиянием органа исполнительной власти, органа местного самоуправления, органа административного управления и контроля или иного предприятия, от которого ответчик находится в экономической зависимости.